Галина Коринфская, мц
Святая мученица Галина Коринфская
(память 10/23 марта н.ст. и 16/29 апреля н.ст.)
Святая мученица Галина родилась в Коринфе (Коринф в то время — главный город Ахаии, просвещенный апостолом Павлом1. Милостию Божьей она повстречала праведного старца Кодрата, который обратил ее к вере во Христа.
О святом мученике Кодрате расскажем подробнее, т.к. о нем известно достаточно, к тому же и подвиг святых жен — учениц сего старца — связан именно с его житием.
Кодрат врачевал болезни телесные, и словом Божьимъ исцелял недуги душевные. Он родился близ города Коринфа, в Греции в непроходимых горах. Мать его — благочестивая Руфина — убежала вместе с другими христианами в неприступные места и скрывалась там от гонений. В горах она родила сына и вскоре скончалась. Бог не оставил младенца. По Его повелению спускалось облако и, стелясь по земле, источало на уста младенца сладкую росу. Когда Кодрат подрос, его нашли, привели в город. Он быстро научился читать и писать, освоил искусство врачевания. Большую часть своей жизни святой Кодрат проводил в горах и пустынях, где пребывал в посте и молитве. Прошло много лет, святой Кодрат приблизился к старости. В пустыню к нему часто приходили его друзья и последователи, чтобы послушать его наставления. Среди них были Киприан, Дионисий, Анект, Павел, Крискент и многие другие, которые пострадали с ним за Христа.
Страдания их произошли таким образом. Во время гонения на христиан по приказу нечестивого императора Декия2 (ок. 251 г.), верующих во Христа стали подвергать мучениям. По повелению Декия в Коринф пришел игемон Иасон. Святой старец Кодрат был схвачен вместе со своими учениками, среди которых была и праведная Галина, и брошен в темницу. Их истязали, но не добившись ни от кого отречения от Христа, бросили по приказу Иасона на съедение диким зверям, но звери не тронули мучеников. Это не остановило гонителей. Праведников привязали за ноги к колесницам и поволокли по городу, а толпа бросала в них камни. Первые из мучеников были выволочены за город на место, предназначенное для казни. Здесь святые, испросивши для себя немного времени, помолились с усердием ко Господу, затем преклонили под меч свои честные главы и были усечены в десятый день месяца марта. После убиения первых шестерых мучеников Кодрата, Киприана, Дионисия, Анекта, Павла и Крискента были мучимы и загублены различно и прочие захваченные христиане. Дионисий другой был заколот ножом. Виктор, Викторин и Никифор (после того, как преемником Иасона сделался Тертий) были раздроблены в каменной ступе. Клавдий скончался после отсечения рук и ног. Диодор сам бросился в приготовленный для него костер. Серафион был обезглавлен. Папий был ввержен в море. Также и Леонид претерпел страшные и многочисленные муки от игемона Венуста, сменившего Тертия, и был потоплен в море.
Праведная Галина и другие жены (Хариесса, Калиса/Калида, Нунехия, Василисса, Ника, Гали, Феодора), подражая святому Кодрату и сохраняя в своих сердцах его наставления, добровольно пошли на муки за Христа. Они могли укрыться, но не сделали этого. 16 апреля по ст.ст. их обезглавили3… На месте, где были казнены за Христа мученики коринфские, явился источник чистой воды — для напоминания Коринфу о страданиях святых, проливших реки крови своей.
Согласно другому преданию святые жены Галина, Хариесса, Нунехия, Калиса (Калида), Василисса, Ника, Гали, Феодора — ученицы старца Кодрата — погибли 16 апреля по ст. ст. в 258 г. (по-видимому, это произошло во время восьмого гонения на христиан при императоре Валериане). Их вместе со святым мучеником Леонидом бросили в море, но они не утонули, а шли по воде, как по суше, и пели духовные гимны. Мучители догнали их на корабле, повесили на шеи камни и утопили.
Итак, милостию Божьей сохранились все имена коринфских мучеников. Повторим их ещё раз: старец Кодрат, Киприан, Дионисий, Анект, Павел, Крискент, Дионисий другой, Викторин, Виктор, Никифор, Клавдий, Диодор, Серафион, Папий, Леонид. Жены-мученицы: Галина, Хариесса, Нунехия, Калиса (Калида), Василисса, Ника, Гали, Феодора.
Вот и всё, что известно о святой мученице Галине Коринфской. Но разве этого недостаточно, чтобы все, а не только Галины, знали об её подвиге во имя Христа?